К основному контенту

Культурное
наследие Валдая

На территории национального парка на сегодняшний день известно более 200 памятников историко-культурного наследия. Благодаря красоте природных ландшафтов, богатой истории, сокровищам светской и церковной архитектуры, Валдай стал местом паломничества для многих россиян и иностранцев.
Археологические памятники
Валдайская возвышенность — территория, где складывалось ядро великорусской народности. Памятники археологии маркируют места древних поселений от эпохи первобытности (V—III тысячелетий до н.э.) до позднего Средневековья (XV—XVI веков). Это неолитические стоянки, курганы, сопки, жальники и селища.
Выделяют две археологические культуры: культуру длинных курганов (VI—IX веков) и культуру сопок (конца VIII—X вв.еков). Первая характерна для финно-угорских племен — предков современных коми, ижорцев, карелов, финнов и эстонцев, вторая — для славян. Окрестности поселка Яжелбицы — средоточие культуры сопок.
Валдайская возвышенность, как водораздел бассейнов Балтийского, Черного и Каспийского морей, являлась пересечением важных путей сообщения в средневековый период, что неоднократно отмечалось в Русских и иностранных письменных источниках. Валдайская возвышенность — территория, на которой открыто большое количество разновременных памятников истории и культуры.
В границах национального парка Валдайский памятники археологии маркируют места древних поселений от эпохи первобытности (III тысячелетий до н.э.) до позднего средневековья (XVI-XVII вв.) и Нового времени. Это неолитические стоянки, курганы, сопки, жальники и селища.
На фоне холмистого рельефа, вблизи живописных берегов ручьев и рек, выделяются древние погребальные памятники — курганы и сопки. Сопки традиционно относят к славянскому погребальному обряду. Более десятка величественных насыпей можно увидеть к востоку от трассы Москва — Санкт-Петербург у деревни Миронеги.

С курганами — сложнее. По внешнему виду, если это не удлиненная насыпь, отнести эти памятники к культуре длинных курганов (VI-XI вв.) или к более позднему (XI-XII вв.) древнерусскому периоду, без полномасштабных археологических исследований, затруднительно.
Следует также отметить, что у археологов об этнической принадлежности культуры длинных курганов единого мнения нет. Есть разные версии, но в последние годы, все больше исследователей принимают точку зрения о возникновении культуры длинных курганов у местного населения.
Игнач Крест
В 1237 году войска хана Батыя двинулись на Русь. Разорены и сожжены практически все города центральной Руси. В феврале 1238 года ордынцы подошли к Новгородским землям и осадили Торжок.
Вот как об этом повествуют скупые летописные строки:
«Безбожнии же ТатаровеидошакъТоржъку, и пришедшеобступишаградъ в неделю на соборъ; и биша пороки по две недели, людие же изнемогоша во граде, а изъНоваграда не быстьимъпомощи, занежебо тогда кождо о себе печашеся, и на всехъстрахъ и трпетъбысть, и всивъ недоумении быша и вънеустроении, и таковзяша Татарове град Торжекъ и изсекошавсехъ, месяца марта въ 15 день, на средокрестной недели.
Тогда же гнашасябезбожнии Татарове отъТръжкуСерегерскимъпутемъ даже и до ИгначяКреста, секуще люди якоже траву, точию же за сто веръстъдо Великого Новаграда не доидоша; заступи бо его Господь Богъ и пречистыа Богородица отъпоганыхъАгарянъ. Оттуду же возвратися Батый къ Рязани, и идеко граду Козельску, …»
О тех событиях сегодня напоминает мемориал Игнач Крест. Его установили по инициативе команды национального парка «Валдайский» на предполагаемом месте расположения летописного «Игначя Креста».
Валдайские карелы
В XVII веке на Валдай пришли карелы, спасавшиеся от феодального и религиозного гнета шведов. На протяжении веков этот этнос сохранял свою культуру: нравы, обычаи, язык и верования.
Иверский монастырь
Архитектурный ансамбль Иверского монастыря XVII—XIX вв.еков, построенный на Селевицком острове посреди Валдайского озера, вошел в сокровищницу мирового искусства. Его заказчиком был реформатор Русской православной церкви, патриарх всея Руси Никон. В застройке максимально использовали природный ландшафт.

Возведение монастыря началось в 1652 году. Первая и основная постройка на его территории — Успенский собор. Поражают его размеры: длина — 40 м, ширина — 33 м, высота (до креста) — 35 м, толщина стен — до 1,5 м. Оригинальны композиционные, конструктивные и декоративные решения монастыря: круговая галерея, папертные крыльца, огромные окна.
Комплекс разрастался вплоть до XIX века. Сегодня обитель действует и находится под юрисдикцией Новгородской епархии Русской православной церкви.
Часовня св. Тихона Задонского
Еще одна достопримечательность Валдая — бывший женский монастырь и часовня в честь церковного проповедника, религиозного мыслителя и чудотворца св. Тихона Задонского.

Святой также изображен среди 109 выдающихся деятелей на горельефном фризе памятника Михаила Микешина «Тысячелетие России», открытого в 1862 году в Новгороде.
Город Валдай
28 мая 1770 года по указу императрицы Екатерины II Валдай стал городом. Началось градоустройство. Генеральный план застройки учитывал естественный ландшафт и западноевропейские тенденции в градостроительстве. Прямые широкие улицы пересекались перпендикулярно, они амфитеатром спускались с возвышенности к западному берегу Валдайского озера.

Большинство горожан занималось промыслами: кузнечным, кожевенным, сапожным, кружевным, изготовлением свечей, ткачеством, выпеканием баранок, извозом. Купцы содержали харчевни, трактиры, постоялые дворы, торговали.
Колокололитейный промысел
В среде местных кузнецов в начале XIX века зародился промысел, прославивший Валдай на весь мир — колокололитейный. На полукустарных заводах отливали поддужно-ямщицкие колокольчики весом 819 г, размером от 4 до 16 см. Они, наряду с бубенцами, стали неотъемлемым атрибутом конной упряжи почтовых, курьерских и частных троек.
Отливали и крупные колокола весом до 32 т для колоколен церквей, монастырей, кораблей, станций, вольных пожарных обществ.

Колокололитейное производство существовало до 1929 года. Продукция валдайских мастеров неоднократно удостаивалась высших наград всероссийских и всемирных выставок.
Дворянские усадьбы
В XVIII—XIX вв.еках на Валдае широкого размаха достигло усадебное строительство. Дворян освободили от обязательной государственной службы, многие из них обстоятельно занялись своими имениями, желая превратить их в крупные товарные хозяйства.

На месте бывших помещичьих жилищ, больше напоминавших добротные крестьянские избы, начали появляться дома-дворцы с садово-парковыми ансамблями.
Некоторые усадьбы сохранились до наших дней. Среди них — «Горы» герцога Лейхтенбергского, «Горнешно» Демидова, «Погостьиха» Косаговского, «Никольское» Врасского. Все они впечатляют художественным замыслом.
Рыбный промысел
Один из значимых природно-культурных комплексов на Валдае — Никольский рыборазводный завод, который в 1850-х годах основал помещик Владимир Павлович Врасский.

Врасский решил наладить в своем хозяйстве рыбный промысел и в результате многочисленных опытов изобрел «сухой» способ искусственного осеменения икры. Это был прорыв в биологической науке. Появилась широкая система искусственных прудов. Икру оплодотворяли в «домашних» условиях, выращивали молодняк ценных пород и запускали в водоемы Валдайской возвышенности.
К 1857 году начал действовать рыборазводный завод, равного которому не было ни в России, ни за границей. Предприятие работает и по сей день. В помещении административного здания действует музей, созданный силами сотрудников национального парка.
Боровновская гидроэлектростанция
Природный и гидротехнический памятник в северной части национального парка. Основная идея инженера Анатолия Воеводского заключалась в том, чтобы увеличить запас воды в верхнем водохранилище, перебросив сток соседней реки Щегринки.

На реке построили плотину, прокопали канал длиной 1,26 км и шириной 2,26 м. По нему вода устремлялась к озерам Белое, Черное, Хлебное, Боручье. Образовалось водохранилище площадью 5 кв. км и объемом 14,8 млн куб. м.

В 1928 году ГЭС дала первый ток. Она осветила 100 деревень и город Боровичи. Оборудование и сегодня пригодно для эксплуатации.
Центр экспериментальной гидрологии
С начала 1930-х годов Валдай с его уникальными природными объектами стал местом научных исследований и экспериментов в области гидрологии, гидрофизики и экологии.

А в 1998 году Валдайский филиал Государственного гидрологического института получил статус центра экспериментальной гидрологии под эгидой ЮНЕСКО.
Памятники Великой Отечественной войны
В 1941—1943 годах недалеко от Валдая проходил Северо-Западный фронт. На пути к Демянску можно увидеть мемориалы в честь героической борьбы частей и соединений Северо-Западного фронта с немецко-фашистскими войсками. Здесь захоронены тысячи советских солдат и офицеров.
С этим маршрутом связаны имена Героев Советского Союза командира 2-ой Ленинградской партизанской бригады Николая Васильева, летчика-истребителя Алексея Маресьева, защитника Сталинграда Якова Павлова.
Знаменитые гости
Валдай посещали представители русской интеллигенции: известные поэты, писатели, ученые, художники, композиторы. В их творчестве нередко можно встретить яркую палитру валдайской природы.

В свое время здесь бывали Державин, Радищев, Пушкин, Герцен, Римский-Корсаков, Рерих, Алексей Толстой, Бианки, Матусовский.